Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://dspace.oneu.edu.ua/jspui/handle/123456789/3921
Назва: Механізм обґрунтування ефективних шляхів підвищення конкурентоспроможності продукції
Інші назви: Механизм определения эффективных путей повышения конкурентоспособности продукции
Mechanism of substantiation the effective ways of increase the competitiveness of product
Автори: Літвінова, В.О.
Литвинова, В.А.
Litvinova, V.
Бібліографічний опис: Літвінова В. О. Механізм обґрунтування ефективних шляхів підвищення конкурентоспроможності продукції: автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук за спеціальністю 08.00.04 – економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності) / В. О. Літвінова. – Одеса: Одеський національний економічний університет, 2012. – 24 с.
Дата публікації: 2012
Видавництво: Одеський національний економічний університет
Ключові слова: конкурентоспроможність продукції
оцінка конкурентоспроможності продукції
таксономічний аналіз
критерій ефективності підвищення конкурентоспроможності
механізм управління конкурентоспроможністю
конкурентоспособность продукции
оценка конкурентоспособности продукции
таксономический анализ
критерий эффективности повышения конкурентоспособности
механизм управления конкурентоспособностью
competitiveness of production
assessment the competitiveness of production
taxonomic analysis
criterion of efficiency the increase of competitiveness
mechanism of management the competitiveness
Короткий огляд (реферат): У дисертації досліджено теоретичні основи поняття конкурентоспроможності продукції та сформульовано авторське визначення цієї категорії. Досліджено групи факторів, що формують поняття «конкурентоспроможність продукції», у складі яких виділено систему виробничих та невиробничих факторів. Сформовано вимоги до методу оцінки конкурентоспроможності продукції, а саме: універсальність, позиційність, інформативність та доступність. Удосконалено методичні підходи до визначення рівня конкурентоспроможності продукції за допомогою методу таксономічного аналізу. Конкретизовано порядок розрахунку таксономічного показника для оцінки конкурентоспроможності продукції. Розроблено механізм обґрунтування ефективних шляхів підвищення конкурентоспроможності продукції, який складається з сьомі функційних блоків - формування системи факторних показників; оцінка рівня конкурентоспроможності продукції; комплексний аналіз та формування цілей; розробка заходів, спрямованих на підвищення конкурентоспроможності продукції підприємства; прогнозування результатів; оцінка альтернативних варіантів; визначення ефективних шляхів по підвищення конкурентоспроможності продукції. В основу механізму покладено визначення інвестиційної вартості приросту конкурентоспроможності на 1 відсотковий пункт як критеріального показника ефективності.
Диссертация посвящена решению актуальной научной задачи по развитию теоретических положений и обоснованию практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции. На основе анализа категорий «свойство», «характеристика», «способность», «продукция» и «конкуренция» предложено авторское определение понятия «конкурентоспособность продукции». На основе анализа существующих подходов к структурированию факторов конкурентоспособности усовершенствована классификация факторов, в составе которых выделена группа производственных и непроизводственных факторов, что дает возможность более четкого определения факторных показателей и степени их влияния на комплексный показатель конкурентоспособности продукции. Анализ современных методических подходов к определению уровня конкурентоспособности продукции разрешил формализовать основные требования, которые предъявляются к методу ее оценки, а именно универсальность, позиционность, информативность, доступность. Поскольку конкурентоспособность является латентным показателем, доказано, что в наибольшей мере указанным требованиям отвечают методы многомерного статистического анализа. Среди последних особого внимания заслуживает метод таксономического анализа, целесообразность использования которого обоснована автором в диссертационной работе. Обоснован и конкретный способ применения указанного метода (выбор метрики расстояний приближения к эталонному объекту, способ учета весовых коэффициентов и т.д.). Разработан ряд теоретических и методических положений, на основе которых сформирован действенный механизм обоснования выбора эффективных путей повышения конкурентоспособности продукции. Механизм включает семь функциональных блоков: формирование системы факторных показателей; оценка уровня конкурентоспособности продукции; комплексный анализ и целеполагание; разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции предприятия; прогнозирование результатов; оценка альтернативных вариантов; определение эффективных путей повышения конкурентоспособности продукции. Центральным звеном разработанного механизма является алгоритм расчета критериального показателя выбора эффективных путей повышения конкурентоспособности продукции. В качестве последнего предложено использование удельной инвестиционной стоимости повышения конкурентоспособности продукции (приближения к товару-лидеру на 1 процентный пункт). Для иллюстрации работы предложенного механизма была сформирована система факторных показателей для оценки конкурентоспособности электрических водонагревателей, оценена степень влияния данных показателей на комплексный показатель конкурентоспособности, проведена сравнительная оценка конкурентоспособности двух десятков водонагревателей известных фирм производителей. Согласно с выделенными этапами реализации механизма, разработаны комплексы мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности конкретного водонагревателя, и проведена сравнительная оценка их эффективности на основании предложенного в работе критериального показателя.
In work was investigated theoretical substantiation of concept of products competitiveness and was formulated definition of the category from the author's, were investigated groups of factors which form concept "competitiveness of production", and were allocated the system's of production and non-productive factors. In work were formed the requirements to the method of estimation of competitiveness of product, namely universal, position, informative, accessible, were improved methodological approaches to the definition of the level of competitiveness of the products with the help of method of taxonomic analysis. The procedure was concretized for the calculation of indicators for assessing the competitiveness of products. In work was designed the mechanism of a substantiation of effective ways of increase of competitiveness of products, which includes seven functional blocks - formation of system of factorial indicators is developed; assessment of level of competitiveness of production; the complex analysis and formation of the purposes; development of the actions directed on increase of competitiveness of product of the enterprise; forecasting of results; assessment of alternative options; definition of effective ways on increase of competitiveness of production. In a basis of the mechanism it is assumed determination of investment cost of a gain of competitiveness on 1 percentage point, as criterion indicator of efficiency.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://dspace.oneu.edu.ua/jspui/handle/123456789/3921
Розташовується у зібраннях:Автореферати
Кафедра економіки підприємства та організації підприємницької діяльності



Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.