Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://dspace.oneu.edu.ua/jspui/handle/123456789/7396
Назва: Морально-етичні цінності як предмет соціально-філософського аналізу
Інші назви: Морально-этические ценности как предмет социально-философского анализа
Moral and ethical values as an object of socio-philosophical analysis
Автори: Юшкевич, Ю.С.
Юшкевич, Ю.С.
Yushkevych, Y.
Бібліографічний опис: Юшкевич Ю. С. Морально-етичні цінності як предмет соціально-філософського аналізу : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філос. наук : спец. 09.00.03 «Соціальна філософія та філософія історії» / Ю. С. Юшкевич. - Одеса, 2014. – 19 с.
Дата публікації: 2014
Ключові слова: цінність
морально-етичні цінності
морально-етична особистість
менталітет
гуманітарна освіта
аксіосфера освіти
етичне знання
художньо-образна інтерпретація
ценность
морально-этические ценности
морально-этическая личность
менталитет
гуманитарное образование
аксиосфера образования
этическое знание
художественно-образная интерпретация
value
moral and ethical values
moral and ethical identity
mentality
education in the humanities
axiosphere of education
ethical knowledge
artistic and figurative interpretation
Короткий огляд (реферат): Дисертація присвячена дослідженню морально-етичних цінностей, аналізу їх переоцінки в сучасному українському соціумі, виявленню найбільш оптимальних шляхів і механізмів їх реалізації на соціальному та індивідуальному рівнях. Морально-етичні цінності в онтологічному аспекті розуміються як структурні елементи моралі, що на кожному історичному етапі змінюють свою якісну та кількісну характеристики в межах соціальної системи, не виключаючись з неї в повному обсязі. В якості пріоритетних для української нації морально-етичних цінностей виступають любов, яка, виходячи з кордоцентричності українського світовідчуття, втілює в собі одночасно і цільовий, і мотиваційний зміст, а також відповідальність, що повинна мати конститутивне значення у співвідношенні з такою цінністю як свобода. У гносеологічному аспекті вони являють собою цінності, що досліджуються та транслюються від соціуму до особистості засобами філософії, де принципове та первинне значення має її художньо-образна інтерпретація.
Диссертация посвящена исследованию морально-этических ценностей, анализу их переоценки в современном украинском социуме, выявлению наиболее оптимальных путей и механизмов их реализации на социальном и индивидуальном уровнях. Морально-этические ценности в онтологическом аспекте представляют собой аксиологическую составляющую морали определенного социума, которая, реализуясь на уровне сознания индивидуального субъекта, выполняет функцию жизненного ориентирования и позволяет установить связь между поступком человека и общепринятой системой социальных ценностей. В гносеологическом аспекте – это ценности, которые исследуются и транслируются от социума к личности средствами философии как области знания и учебной дисциплины, относящейся к институту образования. Система морально-этических ценностей носит конкретно-исторический характер, что раскрывается через изменение качественных и количественных показателей определенного элемента этой системы – конкретной морально-этической ценности – на каждом историческом этапе развития общества. Качественный показатель указывает на наличие той или иной ценности в типичном для данного социума комплексе морально-аксиологических доминант, количественный – на ту роль, которую она играет в обществе. Изменение системы морально-этических ценностей связано с процессом их переоценки, что обусловлено определенными социокультурными факторами. На современном этапе развития социума изменение системы морально-этических ценностей детерминируется не только религиозными, экономическими или социально-политическими факторами, но и интеграционным фактором, вследствие чего происходит динамическая трансформация структуры и качества человеческой цивилизации. Ведущую роль начинают играть процессы глобализации, индивидуализации, технократизации. В качестве морально-этических ценностей, имеющих конститутивное значение в дальнейшем становлении национальной формы морали, следует выделить ответственность и свободу. Для достижения высоконравственного состояния украинского социума, при определении приоритетности этих двух категорий следует исходить из принципа предшествования именно ответственности. В качестве других морально-аксиологических доминант выступают любовь и долг; при этом, исходя из кордоцентричности украинского мироощущения, определяющую роль в их соотношении играет именно любовь, воплощающая одновременно и целевое, и мотивационное значение. В качестве основных социальных институтов, ответственных за реализацию морально-этических ценностей на уровне индивидуального субъекта, выступают семья и система образования, а также средства массовой коммуникации. Наиболее эффективным из них, способным компенсировать недостатки семейного образования и скорректировать деформированную в результате манипулятивных воздействий средств массовой коммуникации систему морально-этических ценностей, выступает институт образования. Наибольший потенциал имеет гуманитарное образование, в частности – цикл философских дисциплин, в рамках которого становится возможным систематическое обоснование и целостное видение системы морально-этических ценностей. Именно философия, в силу своего проблематичного, недекларативного, плюралистического, диалогического характера, способствует самостоятельному, свободному, творческому ориентированию в мире морально-этических ценностей. В философском осмыслении человеческой мотивации традиционно присутствует оппозиция «разум – эмоции», которая приводит к необходимости признания приоритетности в том или ином социуме преимущественно эмоционального или рационального типа личности и соответственно – учета этого момента при построении стратегии трансляции морально-этических ценностей, апеллируя соответственно к разуму или к чувствам. Исходя из специфики формирования нравственного чувства как условия реализации морально-этических ценностей и ментальных особенностей украинского этноса, а именно – преобладания чувственной составляющей и постижения окружающего мира через «сердце», следует необходимость использования в качестве средства трансляции морально-этических ценностей художественно-образной интерпретации философского знания, его экспликации более понятным языком символической реальности художественных образов. Одной из наиболее удачных форм художественно-образной интерпретации философского знания выступает художественная литература с ее образно-эмоциональными средствами выразительности, что позволяет эффективно формировать нравственные чувства.
Dissertation is devoted to the study of the moral and ethical values, the analysis of their revaluation in contemporary Ukrainian society, the identification of the most appropriate ways and mechanisms for their implementation at the social and individual levels. Moral and ethical values in the ontological aspect are the structural elements of morality which at each historical stage change their qualitative and quantitative characteristics within the social system, but are not excluded from it entirely. For the Ukrainian nation the priority ethical values are love, which is based on cordocentricity of Ukrainian world perception and embodies both the purposeful and motivational content, as well as responsibility that should have constitutive importance in relationship with such a value as freedom. From epistemological perspective they are the values that are studied and translated from society to the individual by means of philosophy, where the fundamental and principally importance have artistic and figurative interpretation of it.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://dspace.oneu.edu.ua/jspui/handle/123456789/7396
Розташовується у зібраннях:Автореферати
Кафедра філософії, історії та політології



Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.