Гостиничный и ресторанный бизнес выполняют важные экономические и социальные функции и
являются органичными компонентами сферы гостеприимства. Цель статьи состоит в исследовании
сущности и особенностей гостиничного и ресторанного продуктов, сравнении их основных составляющих и
разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию их позиционирования на национальном и
международном рынках. Дана характеристика основных элементов двух самых распространенных продуктов,
которые предлагаются предприятиями сферы туризма – гостиничного и ресторанного. Рассматриваются
два основных подхода к исследованию маркетинговой категории «продукт» с позиции потребителя продукта
и с точки зрения его производителя. Подчѐркивается роль гостиничного и ресторанного продуктов в
функционировании и развитии туристической дестинации. Проведен сравнительный анализ структур
гостиничного и ресторанного продукта. В их составе выделены и охарактеризованы различные элементы.
Определены общие и особые компоненты в структуре анализируемых продуктов. Обосновано значение
каждого из них для развития гостиничного и ресторанного бизнеса. Результаты исследования показали, что
как гостиничный, так и ресторанный продукт имеют определенную структуру. Не смотря на наличие общих
и специфических характеристик указанных продуктов, руководство гостиниц и ресторанов должно
стремиться к их объединению и синхронизации в рамках общей концепции и стиля гостиницы или ресторана.
Многокомпонентный состав гостиничного и ресторанного продуктов вызывает необходимость продолжения
исследовательских изысканий для раскрытия всех их характеристик.
Готельний та ресторанний бізнес виконують важливі економічні і соціальні функції і є органічними
компонентами сфери гостинності. Мета статті полягає в дослідженні сутності та особливостей
готельного і ресторанного продуктів, порівнянні їх головних складових та розробленні на цій основі
рекомендацій щодо удосконалення їх позиціонування на національному та міжнародному ринках.
Наведена характеристика основних елементів двох найпоширеніших продуктів, які пропонуються
підприємствами сфери туризму ‒ готельного та ресторанного. Розглядаються два основних підходи до
дослідження маркетингової категорії «продукт» з позиції споживача продукту і з точки зору його виробника.
Підкреслюється роль готельного та ресторанного продуктів у функціонуванні та розвитку туристичної
дестинації. Проведено порівняльний аналіз структур готельного та ресторанного продукту. У їх складі
виділено і охарактеризовано різні елементи. Визначено загальні та спеціальні компоненти в структурі
продуктів, що аналізуються. Обґрунтовано значення кожного із них для розвитку готельного та ресторанного
бізнесу. Результати дослідження показали, що як готельний, так і ресторанний продукти мають певну
структуру. Незважаючи на наявність загальних і специфічних характеристик зазначених продуктів,
керівництво готелів і ресторанів має спрямувати свої зусилля до їх об’єднання та синхронізації в межах
загальної концепції та стилю готелю або ресторану. Багатокомпонентний склад готельного і ресторанного
продуктів викликає необхідність продовження дослідницьких пошуків задля розкриття всіх їх характеристик.
Hotel and restaurant business performs important economic and social functions and is an
organic components of hospitality sphere. The purpose of article is research of the hotel and restaurant
products essence and features, compare their main components and develop recommendations for improving
their positioning in the national and international markets. The article describes the main elements of two most
common products that are offered by tourism enterprises sphere – hotel and restaurant. Two major approaches to
the research of «product» marketing category are considered in terms of product consumer and also its manufacturer.
The role of hotel and restaurant product in the tourist destination functioning and development is emphasized.
A comparative analysis of hotel and restaurant product structures has been performed. Various elements in
their composition are identified and characterized. General and particular components in the structure of analyzed
products are determined. The significance each of them for the hotel and restaurant business development
is substantiated. The research results showed that both the hotel and restaurant products have a certain structure.
Despite the presence of common and specific characteristics of these products, the management of hotels and
restaurants should strive to unite and synchronize them within the overall concept and style of hotel or restaurant.
The multicomponent composition of hotel and restaurant products necessitates the continuation of research for reveal
all their characteristics.